
Из-за санкций многие контрагенты начали задерживать поставки товаров. Зачастую суды не признают введенные меры форс-мажором, поэтому покупатели могут взыскать неустойку за задержку сроков. Поставщика освободят от ответственности, если появились новые ограничения: например, персональные санкции или требования по лицензированию продукции. О том, с какими еще проблемами сталкивается ритейл при работе с поставщиками, рассказываем в совместном спецпроекте юрфирмы Orchards и Право.ru «Retail&Law: Современное право в ритейле».
Споры из договоров поставки — одна из самых распространенных категорий экономических споров. Это следует из статистики Судебного департамента при Верховном суде. Наибольшее количество подобных споров за последние пять лет пришлось на 2019 год. Тогда арбитражные суды рассмотрели больше 202 580 таких споров. Большую часть исков удовлетворили — почти 78%. В последующие годы количество споров стало снижаться. Но суды по-прежнему в большинстве случаев встают на сторону истцов.
В 2020-м взаимодействие с поставщиками усложнила пандемия. Из-за коронавируса бизнес столкнулся со срывом поставок по договорам. Но в первом коронавирусном обзоре Верховный суд указал: COVID-19 — это не универсальное обстоятельство непреодолимой силы. То есть контрагенты не могут по умолчанию сослаться на ст. 401 ГК («Основания ответственности за нарушение обязательства»), чтобы не нести ответственности за ненадлежащее исполнение договора. ВС указал, что в некоторых случаях можно признать наличие форс-мажора, но нужно исходить из обстоятельств конкретного дела.